Решение Магаданской городской Думы от 16.05.2014 N 39-Д "О протесте прокурора города Магадана на решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года N 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан"



МАГАДАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2014 г. № 39-Д

О ПРОТЕСТЕ ПРОКУРОРА ГОРОДА МАГАДАНА НА РЕШЕНИЕ МАГАДАНСКОЙ
ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 2008 ГОДА № 110-Д "О ПОЛОЖЕНИИ
О СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"

Рассмотрев протест прокурора города Магадана от 20 марта 2014 года на решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан", в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", Магаданская городская Дума решила:
1. Признать протест прокурора города Магадана на решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан" обоснованным в части противоречия действующему федеральному законодательству раздела V Положения, утвержденного указанным решением.
2. Признать необоснованным в остальной части протест прокурора на решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан" по следующим основаниям.
По мнению прокурора города Магадана, решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан" противоречит федеральному законодательству, а также содержит коррупциогенный фактор, поскольку Положение утверждено с нарушением компетенции представительного органа местного самоуправления муниципального образования "Город Магадан".
Довод прокурора города Магадана о том, что организация мероприятий по охране природы не является вопросом местного значения, несостоятелен по следующим основаниям.
В силу пункта 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ определены следующие термины:
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Таким образом, термин "окружающая среда" включает в себя термин "природа".
Прокурор города Магадана приводит довод о том, что решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан" принято за пределами компетенции представительного органа местного самоуправления, поскольку предусматривает полномочия органов местного самоуправления городского округа по установлению и созданию защитных зон в целях охраны и защиты природных объектов, охраны окружающей среды муниципального образования, в частности охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов. По мнению прокурора, такими полномочиями органы местного самоуправления федеральным законодательством не наделены.
При этом прокурор ссылается только на Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Однако установление и создание защитных зон предусматривается не только данным федеральным законом, но и рядом других федеральных законов.
Так, в отдельных федеральных законах прямо предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по установлению и созданию защитных зон, а именно: частью 6 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Лесной кодекс), частью 5 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Земельный кодекс), статьей 31 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", статьей 6 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".
В частности, в соответствии со статьей 102 Лесного кодекса к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. В свою очередь, частью 4 статьи 12 Лесного кодекса установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Частью 6 статьи 102 Лесного кодекса установлено, что отнесение лесов к защитным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. При этом в соответствии с частью 1 статьи 84 Лесного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Также, пунктом 4 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, в соответствии с частью 3 статьи 87 Земельного кодекса, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
При этом, согласно части 5 статьи 87 Земельного кодекса, порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления.
Делая вывод о нарушении компетенции Магаданской городской Думой при включении в Положение о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан" нормы о полномочиях органов местного самоуправления городского округа по установлению и созданию защитных зон в целях охраны и защиты природных объектов, охраны окружающей среды муниципального образования, в частности, охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов (подпункт 5 пункта 3.1 Положения), прокурор не принял во внимание, что пунктом 3.2 этого же Положения предусмотрено, что деятельность органов местного самоуправления муниципального образования "Город Магадан", предусмотренная пунктом 3.1 настоящего Положения, осуществляется в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Магаданской области.
В этой связи, вывод прокурора города Магадана о противоречии решения Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан" в полном объеме федеральному законодательству, равно как и требование об отмене всего муниципального правового акта, является необоснованным.
3. Привести решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 110-Д "О Положении о системе мероприятий по охране природы на территории муниципального образования "Город Магадан" в соответствие с действующим федеральным законодательством путем внесения соответствующих изменений отдельным решением городской Думы.
4. Копию настоящего решения направить прокурору города Магадана.
5. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания.

Глава муниципального образования
"Город Магадан"
А.А.ПОПОВ


------------------------------------------------------------------